Учение о темпераментах создал древнегреческий ученый-медик Гиппократ. Каждый тип темперамента связал со стихией, символизирующей его суть: холериков с огнем, флегматиков с водой, сангвиников с воздухом, меланхоликов с землей.
САНГВИНИК – это тип характера, сочетающий в себе подвижность, уравновешенность и силу нервных процессов. В раннем детстве для этих детей характерен отменный аппетит и прекрасный сон. Подрастая, они нуждаются уже в присутствии взрослых. Игрушки им надоедают быстро, они их часто ломают и разбрасывают. С 2-3 лет им нравятся совместные игры с другими детьми. Мелкие неприятности (ушибы, ссоры, обиды, неудачи, болезни) дети-сангвиники переносят легко. Они способны смеяться как над другими, так и над собой. В школе эта черта характера является основой для их популярности среди одноклассников. У детей-сангвиников настроение всегда приподнятое, а эмоциональный фон повышен. Они легко устанавливают социальные контакты, и также легко их разрывают; быстро включаются в работу и бросают ее на полпути. Успехи в школе базируются на легкости переключения и распределения внимания и сообразительности, а неудачи обусловлены недостаточной сосредоточенностью и отсутствием усидчивости. Сангвиника-ребенка невозможно заставить сделать то, что у него не получается!
ХОЛЕРИК – неуравновешенный сильный тип темперамента, отличается общей эмоциональной нестабильностью, частой сменой настроения. В раннем возрасте эти дети отличаются чрезмерной крикливостью, при условии, что нет других причин (жажды, голода, сырых подгузников, несварения желудка и т.д.). Некоторые из них, могут кричать часами, расстраивая родителей и мешая соседям. Они везде лезут, повсюду суют свой нос. Игра с друзьями частенько заканчивается ссорой или дракой. Дети-холерики не любят однообразия и требуют от родителей особую еду, или отмечается плохой аппетит ребенка. Хотя иногда в гостях могут продемонстрировать такой отменный аппетит, что приведут своих родителей в полное замешательство. Холерикам не нравятся привычные и любые повторяющиеся действия. В высказываниях школьников-холериков часто прослеживается непоследовательность. Круг общения у них достаточно широк и пестр по составу.
Дети-ФЛЕГМАТИКИ характеризуются стабильностью во всем (инертный уравновешенный тип высшей нервной деятельности). Уже в раннем возрасте они сами себя занимают, рассматривают игрушки, выбрасывают их из кроватки или манежа, снимают носочки и тапочки. Едят они тоже обстоятельно, но отказываются от непривычной пищи. Отмечаются проблемы с отучиванием от соски, часто «мечтают» сидя на горшке. У них есть любимые игрушки, которые они предпочитают долгие годы. Они редко шалят. Девочки играют с куклами, мальчики с конструкторами. Рисование, чтение, коллекционирование – их традиционные занятия. В дошкольном возрасте обходятся обществом домашних, в школе немного друзей. Их уважают за настойчивость и упорство в достижении поставленных целей. Встречаются среди них и тугодумы.
Дети-МЕЛАНХОЛИКИ чувствительны и ранимы. Ребенок с меланхолическим типом темперамента может не заснуть до полуночи, потому что наблюдал семейную сцену, где мама кричала на папу, а папа – на маму. Этот ребенок может плакать из-за раздавленного жучка на дороге и искренне бояться, что волк, съевший колобка, может съесть и его. У таких детей могут быть соматические расстройства, связанные с нервными потрясениями. Например, если малыш-меланхолик не хочет ходить в садик, то принуждение может вызвать повышение температуры, понос или что-то другое. У школьников с таким типом темперамента, экзамен по математике или по другому предмету также может вызвать подобные явления со здоровьем. И это НЕ ПРИЗНАК ТРУСОСТИ, а последствия НЕСПОСОБНОСТИ нервной системы этих детей выдерживать сильные эмоциональные нагрузки. Зато они тонко чувствуют музыку, интуитивно реагируют на настроение окружающих людей. Они наблюдательны, способны сопереживать. Это очень важно в сфере человеческих взаимоотношений.
Каждый ребенок может иметь черты нескольких типов темперамента. Традиционно сангвиники имеют черты холериков и флегматиков; флегматики – свойства меланхоликов и сангвиников; холерики – черты меланхоликов и наоборот.
Ребенок обычно обладает темпераментом одного из родителей, или в равной степени чертами обоих родителей.
Характеристика детей по знакам зодиака приведена в предыдущих статьях (Ребенок по знаку зодиака Овен, Рыба, Козерог и др.).
При написании статьи использованы материалы работ Е.Н.Корнеевой.
Помню, как в 70х годах было модно тестировать всех на эту принадлежность к типу темперамента. Как-то так получалось, что у меня было сравнительно равное количество баллов на каждый тип. На меня смотрели недоумённо и говорили, что это бывает в двух случаях: либо человек дурак, либо гений. Дураком я себя не считала, конечно, и до гения было ещё далеко))) Но, надо отметить, что в своей жизни мне пришлось проходить кучу самых разных тестов, когда училась на психолога, – и на очень многие из них характеристика совсем была не моя. С тех пор я никогда не пользовалась тестами при работе с клиентами. В астрологии мне человек более понятен, ведь другого гороскопа больше нет во всём мире.
Скорее так оно и есть…
Я телец и я не думаю что я был ребенком -меланхоликом. Если только частично, скорее всего я смесь флегматик-меланхолик.
Я думаю Вы флегматик с чертами сангвиника и меланхолика.
Скорее всего так и есть.
Я наверное тоже к этому смешанному типу отношусь.
Спасибо за статью! Многое узнал нового! Мне кажется, что очень напрасно нам такие знания не дают с детства. Тогда бы больше понимали люди других, и знали, что не все такие, как они сами, что все люди разные.
Да, неплохо было бы, если в школе ввели предметы, изучающие основы психологии, духовности и т.д.
Конечно же все люди разные, а их подвели под эти четыре категории, которые собственно говоря мы в школьной программе учили.
Здорово! А мы в школе не изучали…
На мой взгляд, правильно “подвели”! Другое дело, в чистом виде данные типы темперамента практически не встречаются… Поэтому разнообразие увеличивается за счет подтипов…
Это, конечно, тоже влияет, но мне кажется пример ребёнка и его собственная душа задают основную динамику развития его личности
Да, Татьяна, в чистом виде темпераменты не встречаются, всегда есть (в зависимости от обстоятельств) разные проявления
К сожалению, когда Гиппократ предложил своё учение о темпераментах, то в ту пору женщины не брались в расчёт, как члены общества способные вершить судьбы мира. Так что не следует особо придавать этой классификации значимость тестовой методики. УДАЧИ!
Да, в жизни все гораздо сложнее!
Эти же типы характерны и для взрослых людей, но в детстве мне кажется, что можно еще скорректировать правильным воспитанием характер.
Что-то мне в это плохо верится!
Знаете, нервная системы – это лишь механизм реализации для психики и сознания, то есть Души. Всё зависит от Души, если она сильная, то она всё сможет преодолеть и пережить!
Я согласна с Вами. Только меланхоликам наверное редко достаются сильные души!
Дети сейчас гиперактивные. Иногда достает. Но, учитывать темперамент каждого ребенка важно.
Найти к нему подход, подарить тепло и любовь.
Абсолютно согласна с Вами, главное в воспитании детей это любовь, да и во всем остальном тоже…
Очень люблю такие тесты, которые помогают определить тип характера, проходила уже много раз, и результат всегда один холеричный сангвиник:)
Неплохое сочетание! Хотя свойства холерика наверное придают некоторую неуравновешенность….
У меня доча 100% флегматик, сама одевается, носочки, колготки, куклы, трудолюбивая и как видно стремится к цели, например берет колготки или сандали, одеваться еще путем не получается, но просит не вмешиваться, сидит и пытается, может 20 минут на это потратить, но добьется своего!!!! И сидя на горшке мечтает о мамином молочке))) Вот только тугодумом ее не назовешь, понятливая девочка.
А вот сын полная противоположность, упертый, постоянно плачет, наши соседи уже стреляются наверное, сует свой нос везде, так и воспитанию не хочет поддаваться! О еде тоже в точку, это не ест, то не ест, за то в гостях у бабушки с удовольствием что нибудь отведает! Ну прям истинный холерик! Хотя в детском саду психолог сказала, что он меланхолик, я думаю этому есть объяснения, дети с родителями и при чужих ведут себя по разному, возможно он меланхолик + холерик.
Вот и получается, что к каждому ребенку разный “подход” нужен….
В чистом виде темпераменты редко встречаются,чаще всего смешанные. стоит знать о них, чтобы находить правильный подход к ребенку.